С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что такое ФГОС ДО?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе и необходимость сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства (игра, общение, исследование).
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на решение следующих задач:
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
-
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
-
создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала;
-
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравстве
нных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; -
формирование общей культуры личности, ценностей ЗОЖ, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных
, физических качеств, инициативности, самостоятельност и, ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности; -
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
-
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечение психолого-педаго
гической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
Что определяет Стандарт?
Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплин
Ранний возраст (1,5-3 года):
-
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-
экспериментирова
ние с материалами и веществами; -
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
-
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-оруди
ями; -
восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
-
рассматривание картинок;
-
двигательная активность.
Дошкольный возраст (3-8 лет):
-
игровая деятельность;
-
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-
познавательно-ис
следовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирова ния с ними); -
восприятие художественной литературы и фольклора;
-
самообслуживание и элементарный бытовой труд;
-
конструирование из разного материала;
-
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритми
ческие движения, игры на детских музыкальных инструментах); -
двигательная деятельность.
Какие направления детского развития регламентирует Стандарт?
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
— социально-коммун
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эс
— физическое развитие.
Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы устанавливает Стандарт (другими словами — каков портрет выпускника ДОУ)?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
-
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания
; стремится проявлять самостоятельност ь в бытовом и игровом поведении; -
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
-
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
-
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
-
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
-
развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельност
ь в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-
достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-
развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-
проявляет любознательность
, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следств енными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментирова ть. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Как изменяются отношения с родителями в соответствии со Стандартом?
Документ ориентирует на непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители определены не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательных отношений.
Стандарт определяет следующие задачи сотрудничества ДОУ с родителями:
-
Консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
-
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
-
Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
-
Обсуждение с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
-
Предоставление информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.
-
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».